Главная » Наука и технологии » За себя и за Спарту. Обзор Assassin’s Creed Odyssey
Дата публикации: 19.10.2018
Просмотров: 38



За себя и за Спарту. Обзор Assassin’s Creed Odyssey


Прошлогодняя Origins разделила сериал об ассасинах на «до» и «после». Одним изменения понравились, у других вызвали гнев, но Ubisoft не меняет коней на переправе. И гнёт свою линию, добавляя в геймплей кучу всего и сразу. Чтобы понять, хорошо это или плохо, посетим край поэзии, высоких колонн и бессмысленного насилия.

Припадая к «Истокам»

Это должно было случиться — и вот, пожалуйста, никаких вам больше ассасинов. Даже слова такого в Assassin’s Creed Odyssey никто не знает. А жаль, ведь впервые в истории франшизы убийца на переднем плане выглядит убедительно: для Алексиоса (или Кассандры — смотря кого выбрать в начале) и впрямь ничто не истинно. Преданный близкими людьми, он давно бежал из Спарты и теперь живёт по простому правилу: кто заплатил, тому и служим. А с идеалами и принципами идите куда угодно, только не в профессию наёмника. Да и время настало такое — не до моральных терзаний.

Assassin’s Creed Odyssey

В V веке до нашей эры Грецию как раз охватила война между Спартой и Афинами. Эхо сражений прокатилось по всему Эгейскому морю и достигло острова Кефалиния, где герой промышляет на подхвате у местного жулика. Новости с фронта приходят как избавление, как повод покинуть захолустье, увидеть мир, прославиться. И заодно отыскать родственников, к которым проявляют нездоровый интерес заговорщики из культа Космоса — именно эта секта стравила греков между собой. Значит, её-то членов и предстоит устранить. Но сказать легко: каждый злодей конспирируется почище Штирлица, и чтобы его разоблачить, нужно собирать подсказки и продвигаться от пешек к главарям.

Кто сейчас вспомнил об Origins, где меджай Байек распутывал аналогичный клубок змей, тот правильно сделал.

Потому что «Одиссея» — плоть от плоти «Истоков», только идеи Ubisoft Montreal теперь раскрыты на все сто.

Мир стал больше и разнообразнее, что особенно заметно при путешествии с севера на юг, когда дубовые рощи с кабанами и волками сменяют тропики с пальмами и львами. Сражения прибавили в красоте благодаря особым приёмам: Алексиос раздаёт знаменитые спартанские пендели, опрокидывает любого крепыша рывком, вышибает щиты из рук и горазд на зрелищные добивания. Подсвечивать цели ему помогает орёл, а бесшумно устранять охрану — копьё царя Леонида, которое здесь вместо скрытого клинка. Даже ограниченность стелса по-прежнему действует на нервы: вырубить ударом в спину можно отнюдь не каждого.

Assassin’s Creed Odyssey

Никуда не делась и прямая зависимость продвижения по сюжету от уровня героя. Закончили главу с 28-м, а следующая требует 32-го? Будьте любезны пройтись по второстепенным миссиям, иначе враги откроют доселе неизведанные смыслы слов «ваншот» и «тщетность». Магазин цинично предлагает «сэкономить время», но Odyssey, как и Origins, можно пройти без лишних трат.

Тем более занятий вне сюжета здесь столько, что глаза разбегаются. К точкам интереса на карте добавлены квесты на время, заказы с доски объявлений, любовные похождения с грубыми подкатами к персонажам обоих полов. Обуял дух мифологии? Повторите маршрут Одиссея на острове Итака или откройте сезон охоты на легендарных животных — немейский лев сам с себя шкуру не сдерёт. А нет желания истреблять редкие виды, выслеживайте и топите пиратские корабли, сражайтесь на арене под аплодисменты публики, убивайте наёмников ради ценной экипировки. Зачищайте лагеря разбойников, исследуйте пещеры и гробницы, собирайте бонусы по подсказкам на глиняных табличках — это даже не половина всех развлечений.

Такой деятельности в Odyssey не просто хватает — её космически много.

Assassin’s Creed Odyssey

И порой поджидает она там, где не ждёшь. Вот бредёт по дороге ничем не примечательный стражник. Но убив и обыскав его, вы получите записку о сокровищах под охраной диких зверей. В эти моменты действо перекликается с третьим «Ведьмаком». Сравнение не новое, но справедливое. И вообще, если Origins лишь заигрывала с произведением поляков, то авторы Odyssey перелопатили опыт CD Projekt RED от и до.

Не удивляйтесь знакомым мелодиям, расследованиям с осмотром улик на месте преступления, ответам по таймеру и скопированным один в один сюжетам квестов. Например, где злодеи общаются с доверчивой публикой от имени бога, а подношения верующих благополучно присваивают. Хотя сотрудники Ubisoft уже отпускали комплименты польским коллегам, столь откровенного — и удачного — признания в любви ещё не было.

Цирк уехал — эллины остались

Но стоит разработчикам проявить инициативу, как очарование античности сгорает, будто храм Артемиды в Эфесе. Это особенно заметно на примере трёх главных нововведений — диалогов, режима исследования и сражений за области Греции. Разговоры с выбором реплик для Assassin’s Creed действительно в диковинку. Однако сказать, что такого никогда не было, тоже язык не повернётся. Ведь обычно вариантов всего два — «да» и «не согласен, но да». А таким контентом нас кормит едва ли не каждый второй издатель. Пускай местами риторика и открывает простор для манёвра — скажем, позволяет убить вожака бандитов прилюдно или разделаться по-тихому, — Odyssey легко представить без подобной мишуры. Игра бы вообще ничего не потеряла.

Assassin’s Creed Odyssey

Что до «исследования», то оно удаляет с карты метки, предлагая ориентироваться по намёкам: дескать, «дом жрицы расположен на северо-западе города». Поначалу это здорово щекочет приключенческий нерв.

Но вот беда: ярких и запоминающихся миссий, таких как поиск Минотавра или вечеринка в доме Перикла, здесь раз-два и обчёлся.

Достойные внимания мини-истории теряются на фоне сотен однообразных квестов «убей-укради», и добираться до целей «на глазок» со временем банально надоедает.

Похожая ситуация с битвами. Казалось бы, возможность активно помогать Афинам или Спарте в их борьбе за регионы — отличное подспорье к отыгрышу роли. Но всерьёз симпатизировать какой-либо из сторон невозможно, ведь разница лишь в цвете флагов. Никто не озвучивает целей войны, не объясняет стратегии, а о банальностях вроде борьбы демократии с олигархией не заикаются даже важные персонажи.

Assassin’s Creed Odyssey

Ладно, допустим, мы дерёмся по зову души. Сперва нужно совершить серию диверсий вроде уничтожения припасов — это расшатает ситуацию и заставит главнокомандующего паниковать, менять привычные маршруты, ходить без охраны. Тут-то мы его и ловим. А затем отправляемся в красный или синий лагерь, чтобы начать битву. Представили себе сшибку двух фаланг под звуки флейт и приказы командиров? Забудьте: главное в сражении — убить вражеских капитанов и наёмника-оппонента, пока тикает таймер. После экшена можно выдохнуть, подсчитать премиальные, а заодно посмотреть, как в какой-нибудь Фокиде меняется власть. Но влияет ли это на сюжет? Нет. Отношение окружающих остаётся прежним. Да и панцирь, полученный за ратные подвиги, вскоре отправится в утиль. Зато трёх часов, потраченных на помощь одной из фракций, уже не вернуть.

Такое впечатление, будто эти стороны геймплея не удалось довести до ума. Призрак недоделанности прямо-таки витает над «Одиссеей», порождая ситуации одна другой глупее. Когда освобождённый из клетки заложник бежит в сторону своих поработителей, чтобы напороться там на меч, — это ещё половина шутки. Весь же юмор раскрывают случайные события.

Assassin’s Creed Odyssey

Вот оказия: бандиты приходят трясти деньги из крестьян. Но вожак спотыкается о бродящего по двору петуха. Рэкетир мгновенно переключается на новый конфликт. С криком «война за честь!» он бросается на птицу, а игроку остаётся лишь наблюдать за пафосной разборкой головорезов и обитателей курятника. Тут есть над чем посмеяться, но подобные случаи вредят антуражу и настроению, которое должно возникать от путешествия по древней Греции. Если, конечно, не представлять её страной дураков.

Античность, которую мы потеряли

Впервые Assassin’s Creed — не про исторические события. Да, в саге всегда хватало домыслов и конспирологии, но на сей раз авторы шалят до полного абсурда. И созданный ими виртуальный мир точен разве что географически — после десятка-другого часов вы научитесь отличать Дельфы от Делоса, а Коринф от Тиринфа. Остальное сценаристы будто бы почерпнули из народных сказок. Даже известные личности выписаны кое-как, чего за Ubisoft отродясь не водилось.

Assassin’s Creed Odyssey

Геродот чересчур серьёзен и уныл, а это, на минуточку, человек, стилусу которого принадлежит самая древняя из дошедших до нас скабрёзных шуток. Великий политик Перикл изображён трусом и нытиком, философ Протагор сыплет афоризмами из пабликов для девочек, а комедиограф Аристофан ведёт себя как Павел Воля на его худшем выступлении. Не хватало ещё, чтобы Алкивиад разделил постель с козой. Да ещё и в доме человека, который его вырастил и воспитал, словно родного сына… Ах, ну да. А как вам женщины, держащие в страхе морских волков и отдающие приказы седобородым стратегам?

Если Origins пыталась хотя бы краем зацепить реальность, раскрыть необычный период из прошлого Египта, то «Одиссея» вертела античность на копье.

Правда, все эти нелепицы уверенно компенсирует сюжет, способный удивить любого доку интриги. Тут вам и неожиданные повороты, и без пяти минут гениальные расправы над персонажами — такие, что Джордж Мартин нервно вытирает платочком лоб. Что ни говори, а выдающиеся биографии засунули в мясорубку из благих побуждений. Оно и понятно: держать геймера на крючке при помощи халтуры вряд ли выйдет. А похождения наёмника во время Пелопоннесской войны затягивают будь здоров.

Assassin’s Creed Odyssey — это Origins «на максималках», и если вам доставила удовольствие египетская часть цикла, греческая тоже придётся по душе. Но критики явно погорячились, объявив её лучшим выпуском сериала и осыпав максимальными оценками. Разработчики на свой лад пошутили над античной культурой, хотя могли бы у неё кое-чему научиться.

Ведь для звания шедевра их произведению не хватает именно того, о чём любил спорить Сократ, изображённый в игре, — осмысленности, логичности и целостности.

Достоинства:

  • самый большой и красивый мир в истории сериала;
  • на диво добротный сюжет;
  • герой/героиня не вызывает вопросов;
  • квесты на любой вкус и в огромном количестве;
  • зрелищные бои;
  • игра развивает всё хорошее, что было в «Истоках».

Недостатки:

  • диалоги, битвы и режим исследования не вдохновляют;
  • генератор глупых ситуаций;
  • от рутины между главами никуда не деться;
  • а «сэкономить время» можно только за рубли;
  • историческая ценность стремится к нулю;
  • игра усугубляет всё плохое, что было в «Истоках».

Выходные данные

  • Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One
  • Разработчик: Ubisoft Quebec
  • Издатель: Ubisoft
  • Дата выхода в России: 5 октября 2018
  • Локализация: полный русскоязычный перевод
  • Похожие игры: The Witcher 3: Wild Hunt, Assassin’s Creed Origins, Middle-earth: Shadow of War
  • Стоит ли покупать сейчас? Да, если понравилась Origins

Скачать на PC

Скачать на PlayStation 4

Скачать на Xbox One


Top